Священный смысл молитвы «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»
Одним из главных священных текстов православия является молитва «Верую во единого Бога». В кратких предложениях изложена суть того, во что должны веровать приверженцы христианства. Произнося строки этого священного текста, мирянин напоминает себе главные догматы религии.
История священных слов
Молитву утвердили в IV веке:
- в 325 году на I Вселенском соборе приняли 7 первых частей;
- в 381 году на II соборе — еще 5.
Обсуждения проводились в Никее и Константинополе, поэтому священный текст по-другому называется Никео-Цареградским. Священные слова хранятся со времен апостолов. Никому не разрешено ни убавлять, ни вносить в них что-то новое.
Текст молитвы
Символ веры есть в каждом молитвослове. Она не содержит обращения к Господу или его святым, в ней нет благодарственных или покаянных слов, но этот текст — молитва. На русском языке она звучит так:
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Молитва на церковнославянском языке звучит следующим образом:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Толкование
В молитве «Верую во единого Бога» коротко указываются все догматы христианства. Она начинается со слова «Верую» — ключ для единения со Всевышнем, который избавляет человека от сомнений, дает надежду. Вера — это прикосновение к тайному миру, видение другого измерения. В ней оживает загадочный смысл жизни.
Молитва имеет 12 частей, каждую из которых составляет одно предложение.
- Первая часть — речь идет о вере в Бога, в его деяния. Человек должен принимать откровенное слово его. В молитве Господь называется Вседержителем. Это объясняется тем, что все держится в его силе и воле. Он сотворил видимый и духовный мир и ничто не может существовать без него.
- Со второй по седьмую часть — речь идет об Иисусе. Христос является вторым в Святой Троицы. Он один является Сыном Божьим, родившимся от Бога Отца. Его назначение на земле — спасти человечество. Иисуса распяли на кресте во времена правления римского императора Понтия Пилата. Он принял смерть и воскрес. Об этом существовали пророчества в книгах Ветхого Завета. Христос обладает одинаковым могуществом с Отцом Вседержителем. Их одинаково прославляют.
- Восьмое предложение — речь идет о Духе Святом, являющимся истинным Богом. Он вместе с Отцом и Сыном дает всем жизнь, включая и духовную составляющую. Причаститься к нему можно, усердно молясь и принимая участие в таинствах.
- Девятая часть — рассказывается о церкви, являющейся главным священным местом уединения людей и Господа. Ее не ограничивают ни временем, ни народом, ни территорией. Церковь сохраняет учение со времен апостолов.
- Десятая часть — рассказывается о крещении. Это таинство, при выполнении которого происходит духовное рождение человека.
- Два последних предложения — о бессмертии человека. Господь всемогущий сделает так, что души снова воссоединятся со своими телами, которые оживут. После воскрешения люди станут духовными и бессмертными.
Заканчивается молитва словом «Аминь», означающим «Истинно так».
Важность молитвы
Символ веры поется на утренней литургии. Это выражение церковью своей веры. Каждый, кто хочет знать, в чем Истина и суть христианской веры, может получить ответ в этой молитве.
Серафим Саровский в своем молитвенном правиле заповедал в утреннее и вечернее время читать такие молитвы:
- «Отче наш» — трижды;
- «Богородице Дево, радуйся» — трижды;
- «Символ веры» — раз.
Моление святой советовал выполнять регулярно, не пропуская дни. Согласно его мнению, таким способом получится достичь совершенства в своей вере. Осмысленное чтение молитв способствует духовному росту.
В таинстве Крещения «Символ веры» занимает важное место. Молитву должен знать наизусть кто-то из крестных родителей новорожденного. Ее читают на русском языке при входе в храм и при совершении ритуала. Если младенец мальчик, то это делает крестный отец, девочка — крестная мать.
Батюшка в начале и в конце обряда также произносит молитву. Когда креститься желает взрослый, то он должен выучить ее и самостоятельно проговаривать в процессе выполнения таинства. Иногда в церкви разрешают читать священный текст с молитвослова. В это время важно вдумываться в его смысл.
Молитву «Верую во единого Бога» нужно читать регулярно, потому что она способствует укреплению духовных сил. Ее используют, когда теряется вера. Тогда к человеку приходит уныние, опускаются руки, он думает, что Высшие силы ему больше не помогают.