Как философы разных эпох определяли понятие души

Мыслители появились на этапе культурного развития человечества. Наравне с попытками научного осознания мира возникли и не прикладные отрасли. Понятие души в философии раскрывается со времен Античности. Явление осмысливали восточные мудрецы и средневековая теология, а сейчас проблему затрагивает постмодернистское видение.

Понятие души в философии

Древняя Греция

Понятие душа в древнегреческой философии осмыслено еще в досократовский период. Самым известным представителем условно выделенного направления был Пифагор — известный математик. Затем появляется Сократ, совершивший революцию в философии тех времен. После него наука стала развиваться активнее, появились разные школы.

Пифагор

Мыслитель Пифагор утверждал, что человеческая душа — это некий эфир. Все живое содержит теплый эфир, но не все живое обладает душой. Она делится на три части:

  • ум;
  • рассудок;
  • страсть.

От нее исходят струи, именуемые чувствами. Рассудок есть только у человека, но ум и страсть присущи животным. Душа находится в мозге, оттуда управляет всем телом. Ее разумная часть бессмертна, но остальное конечно. Интересный взгляд Пифагора на ее появление во время зачатия: она образуется из пара в семени, а тело появляется из влаги и крови.

Досократовский мыслители до и после Пифагора выдвигали теории со значительной долей мистицизма. В них находилось место и слиянию стихий, и древнегреческим богам.

Понятие души у древнегреческих философов

Сократ

Философ Сократ разделил древнее учение на «до и после». Он обратил внимание прежде на человека, а не происхождение мира или космоса. Такую философию называют антропоцентричной (сосредоточенной на индивидууме).

В каждом есть 2 составляющих: материальное — тело, нематериальная — душа. Определение Сократа гласит, что она бессмертная и невидимая. Она управляет поступками человека, делает его духовным или безнравственным. Но, как и прежде, Сократ настаивал на божественном происхождении души.

Платон

Мыслитель Платон является автором про мир идеальности — изначального. Согласно его теории, существует некая идеальная проекция в нематериальном мире. Там находятся призраки идей. Например, есть в реальности стул, а в мире идей существует идея стула — идеального. А уж в настоящем мире он бывает низкий, высокий, со спинкой или без.

Платон и Аристотель

Платон и Аристотель

Реальность предстает в теории Платона как тени на стене пещеры, которую отбрасывают вещи из мира проекций. Душа — проводник между двумя мирами, относится к вечным идеям:

Метафорически он представлял ее в трех ипостасях: вожделеющая, страстная и разумная. Представьте колесницу, запряженную двумя лошадьми. Первая черная —это вожделеющая ипостась, она не слушается всадника. Вторая белая — страстная, она подчиняется, но не всегда. А всадник символизирует разумную, которая правит двумя остальными.

Платон был сторонником свободы воли человека и отрицал взгляды досократиков о том, что все предрешено богами.

Аристотель

Мыслитель Аристотель был учеником Платона, поэтому во многом соглашался с его идеями. Но он имел собственный взгляд на теорию: не разделял нематериальное начало и тело, считая, что одно не существует без другого. Следовательно, всему живому присуща душа.

В ней объединяется 2 начала:

  • знания;
  • созерцание.

С одной стороны она управляет телом. А с другой созерцает во время бодрствования и сна. А находится в сердце. По Аристотелю есть 3 части души:

  1. Растительная. Есть у всех живых существ. Это некое тепло, которое дает возможность переваривать пищу и оставлять потомство. База для следующих видов.
  2. Животная. Отвечает за ощущения: запах, вкус, прикосновения. Является аналогом инстинкта, помогает выжить во внешней среде.
  3. Разумная. Присуща только людям: отвечает за воображение, эмоции, мышление, волю. Этот вид — идеальная бессмертная сущность.

После кончины тела душа отправляется в бестелесный эфир.

Школа эпикурейцев

Эпикур и его последователи утверждают, что все живое состоит из атомов. Они двигаются произвольно, создавая души и тела. Когда существо умирает, атомы рассеиваются и становятся частью других комбинаций. Поэтому душа смертна, как и тело. Хотя боги состоят тоже из атомов, но бессмертны — это слабое место в теории.

Школа эпикурейцев о душе

Последователи школы эпикурейцев считали, что душа смертна, как и тело

Несмотря на то, что человек ограничен в бытие, кончины не стоит бояться, потому что человек никогда не пересекается с ней.

Эпикурейцы были завершающими мудрецами древнегреческой философии. После них наука пошла на спад. Далее вносили только незначительные изменения. Упадок связан с разрушением империи и внешними политическими факторами.

Восток

В восточной философии взгляды на душу отличаются от поисков античных мыслителей. Ученые отмечают практичность мировоззрений: если учения Платона или Аристотеля мало перекликались с жизнью, то китайская философия имела прямое отношение к ней. Она рассматривается не как одно из возможных знаний для человека, а как обязательная часть культуры для образованных.

Индия

В индийской культуре существовало деление на касты. Разработкой философских проблем занимались высшие — жрецы или брахманы. Первым зафиксированным источником такой мысли являются Веды. Это сборники текстов на религиозную, философскую, общественно-политическую тематику.

Веды разделяются на 4 основных части. Для осмысления понятия ключевыми будут упанишады — философские комментарии к текстам. Слово переводится как «сидение у ног учителя».

Понятие души в буддизме

В индийской культуре есть две души — космическая и человеческая

  1. Сначала появилось учение про наличие души у всего живого. Оно уравнивает растение, животного, человека. После гибели происходит переселение — круговорот сансары. С ним связано понятие личного закона — кармы.
  2. Далее возникают категории Брахман и Атман. Первое — космическая душа, абсолютное начало, которое наполнило Вселенную. Атман — личное, индивидуальное начало, «Я».

Веды провозглашают единство Брахман и Атман. Высшей целью существования становится мокши — освобождение от цепи переселений.

В VI-V вв. до н.э возникают ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Последние не поддерживают или изменяют концепцию Вед. К новым относят джайнизм, буддизм, чарвака.

Джайнизм

Философия души в этом направлении противопоставляется Ведам. В учении сделан упор на волю человека, индивида. Даже духовная жизнь человека освобождена от влияния богов. А карма является связью телесного и нематериального. От ее законов можно освободиться с помощью благих дел и аскетизма.

Буддизм

Направление Буддизм отрицает наличие души в традиционном понимании в человеке. Нет ни эфира, ни божественного влияния. Мир никем не был создан, но существует. На первый план выходят моральные ценности и освобождение от желаний. Ключевыми понятиями являются ум и тело. Главная цель существования в бесконечных перерождениях — нирвана.

Чарвака

Неортодоксальные последователи чарвака отождествляли душу с умом и органами чувств. Она появляется, когда первоэлементы под названием махабхуты объединяются в определенной комбинации. В их направлении она смертна, исчезает после кончины тела.

Китай

Философия о душе в Китае была только практичной. У нее отсутствовала мощная мифологическая база, поэтому направления носят житейский, почти бытовой характер. Каждый китаец воспринимает философию не как возможный вариант трактовки абстрактных явлений, а как руководство к жизни.

Понятие души в конфуцианстве

Китайская философия не богата теориями о происхождении человеческой души, скорее — о ее воспитании

Китайская философия воспитывает моральные ценности, любовь к искусству. Немногие философы разрабатывали понятия души. Долгое время на культуру влиял буддизм.

Школа натурфилософов (Цзоу Янь) детально разработали идею энергии Ци, Инь-Ян, Син. Термины употребляли и до них, но осмысление было крайне кратким:

  1. Ци — это основа всего, некая материя, неосязаемая и подобная воздуху. Из ци сделаны души, тела, предметы.
  2. Инь-Ян и Син — общие классы вещей. Затем первое понятие стали осмыслять как бинарную оппозицию по типу север-юг, а Син стала теорией пяти стихий.

Китайская философия значительно отличается от других направлений. Многое связано с пониманием иероглифом и обращением к древнейшей мифологии. Особенности учений:

  1. Определяли специфику культуры, менталитета.
  2. Направлены к практической жизни государства, социума, семьи, индивида.
  3. Связаны с этикой и политикой.
  4. Имеют афористичный стиль, образность языка.
  5. Крепко связаны с традицией.
  6. Обособлены от естественных наук.

Средние века

Период после Античности до Возрождения прошел под эгидой теоцентризма, т.е. все науки, в т.ч. и философия, подчинялись религии. Мыслители начали истолковывать священное Писание, формируют догматы церкви и доказывают существование Бога. Другие мнения считались ересью, инакомыслящих преследовали и уничтожали.

Блаженный Августин

Все сущее создано Богом. Он наделил душой человека. Но и ее, и Творца можно познать, изучая Священное Писание. Человек и Бог взаимосвязаны, не существуют отдельно.

У Августина душа — нематериальная и существует вечно. В его доктрине есть 2 взгляда.

  1. Душа переходит от матери к ребенку.
  2. Ее создает Бог при зачатии.

Блаженный — религиозный фаталист. До создания мира и после его уничтожения не было ничего и не будет. Но одновременно признавал наличие воли у человека.

Блаженный Августин

Фома Аквинский

Мыслитель Фома Аквинский основал направление схоластики. В его трудах делались попытки примирения разума и веры, которые не противоречат друг другу, а дополняют. Философия не заменяется теологией, а подчиняется ей. Основная заслуга Фомы Аквинского — 5 доказательств существования Бога.

  1. Перводвигатель всего сущего есть Бог.
  2. Первопричина всего — тоже Бог.
  3. Он является необходимой сущностью без внешней необходимости.
  4. Также Творец — высшая степень совершенства всего сущего.
  5. Некто предусмотрел цели существования всего неразумного в природе — это был Бог.

Авиценна (Ибн Сина)

Арабский философ Авиценна (Ибн Сина) считал, что душа бессмертна и находится в движении. При воплощениях она совершенствуется в своей духовности, но не он не поддерживает теорию о переселении. Главная задача — освободиться от чувств, которые мешают ей познать Бога.

Авиценна

Арабский философ Авиценна

Аль-Фараби

Мыслитель Аль-Фараби посвятил существованию души целый трактат. По его мнению, она неразделима с телом. Ничто из этого не является первичным. Отрицает возможность переселения. Находится она в сердце.

Аль-Фараби выступал против учений Платона. Также ученый утверждал, что после смерти душа покидает тело, но не перевоплощается или переселяется. Она отправляется в нематериальный мир, где существует с духами. Все они вместе составляют т.н. мировую душу.

Ренессанс

Совершенно новая эпоха Ренессанса принесла новые взгляды в философии на проблему души. Мыслители Возрождения отказались от теологии. В «моду» вернулись гуманизм, антропоцентризм. Во многом философия Возрождения перекликается со взглядами античных мыслителей. Снова провозглашается культ природы, красоты, искусства.

Эразм Роттердамский

В учении Эразма Роттердамского сохранились пережитки теологии, но во многом он обращался к идеям Сократа. По мнению Роттердамского в человеке есть дух, душа, тело.

  1. Первый — это высшее в человеке, красота, нравственность, добро.
  2. Тело же в противовес вызывает низменные желания, тянет на проступки, живет соблазнами.
  3. А душа занимает особенное место: она соединяет тело и дух. Если она стремится к низменности, то человек безнравственный, а если к высокому — то благостный.
Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский представляет направление Просвещения. Он считает, что человек безнравственный и жестокий по своей воле, а не потому что создан так природой. Важные аспекты в совершенствовании личности — это образование и воспитание.

Пьетро Помпонацци

Помпонацци признавал необходимость религии, но считал, что она не должна заменять философию. Автор известного труда «Трактат о бессмертии души», где он доказал, что душа смертна.

Он почитал земную жизнь, утверждал, что человек наделен волей, поэтому все происходящее является следствием его действий. Достичь счастья, по философии Помпонацци, возможно в земной жизни.

Совсем по-другому в трудах Помпонацци осмысляется Бог — это природная необходимость, лишенная свободы. По этой причине он невиновен в существовании зла.

Марсилио Фичино

Мыслитель Марсилио Фичино уверен, что мир состоит из 5 ступеней. Высшие: Бог, ангел, низшие: форма, материя. А связует два уровня душа. Она триедина по мнению философа. Выступает в трех ипостасях: души мира, небесных сфер, живых существ.

Она способна примыкать к божественному, сливаясь с ним. Она также управляет телом. Фичино не разделял, в отличие от средневековых философов, религию и магию. Поэтому ставил эзотерические эксперименты над камнями и растениями, пытаясь определить наличие/отсутствие души.

понятие души у Марсилио Фичино

Новое время

Период Нового Времени ознаменовался научно-технической революцией, развитием техники и естествознания. Человечество отошло от культа Бога, природы, красоты. На первое место выходит технический прогресс, изучение мира методами эксперимента. Поэтому попытки философии осознать душу как явление становятся еще активнее.

Период XVII-XVIII вв. подарил человечеству многих мыслителей. Появляются новые школы, создаются труды, возникают новые системы.

Рене Декарт, известный математик, был еще и философом. Он утверждал, что у человека помимо души и тела есть страсти. По его мнению, существует «твердая» и «мягкая» душа, являющаяся проводником духа в мире страстей. Одновременно в человеке противостоят позывы нематериального и плотского.

Исходя из этой теории, животные становятся обычными автоматами, лишенными чувств. А человеческая имеет абсолютную власть над страстями. Согласно Декарту, человек способен осознать все ощущения. Но это идет в разрез с реальностью: испуганный человек испытывает страх, но не осознает просто биение сердца и дрожь.

Проще говоря, тело — это механизм, которым двигает душа:

  • она находится в мозговой железе;
  • преобразовывает движения души в движения тела и наоборот.

Рене Декарт подошел к осмыслению как физик и математик, но у его теории есть слабые стороны. Но попытка объяснить природу души и ее место в организме человека достойны внимания и сегодня.

Современная философия

Мыслители современности делятся на 2 группы: субстанционалисты, которые считают, что душа есть субстанция; актуалисты, которые думают, что она является непрерывной связью процессов и актов. С течением времени попытки осознать сущность нематериального начала человека усложнились.

Начиная с XIX в. (начало современной философии) в разных школах выдвигали собственные теории про душу, тело, дух. Появились аналитики, возникла герменевтика, экзистенциализм, совершенно по-иному на проблему смотрит философия постмодернизма.

Также процветают школы, поддерживающие античные, восточные взгляды на природу души. Немалую роль играет религия: многие восточные философские учения стали подоплекой для направлений. Поэтому вопрос о сущности человека остается нерешенным. Сегодня к размышлениям о душе присоединились психологи и психоаналитики.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...
Главная/Как философы разных эпох определяли понятие души