Как философы разных эпох определяли понятие души
Мыслители появились на этапе культурного развития человечества. Наравне с попытками научного осознания мира возникли и не прикладные отрасли. Понятие души в философии раскрывается со времен Античности. Явление осмысливали восточные мудрецы и средневековая теология, а сейчас проблему затрагивает постмодернистское видение.
Древняя Греция
Понятие душа в древнегреческой философии осмыслено еще в досократовский период. Самым известным представителем условно выделенного направления был Пифагор — известный математик. Затем появляется Сократ, совершивший революцию в философии тех времен. После него наука стала развиваться активнее, появились разные школы.
Пифагор
Мыслитель Пифагор утверждал, что человеческая душа — это некий эфир. Все живое содержит теплый эфир, но не все живое обладает душой. Она делится на три части:
- ум;
- рассудок;
- страсть.
От нее исходят струи, именуемые чувствами. Рассудок есть только у человека, но ум и страсть присущи животным. Душа находится в мозге, оттуда управляет всем телом. Ее разумная часть бессмертна, но остальное конечно. Интересный взгляд Пифагора на ее появление во время зачатия: она образуется из пара в семени, а тело появляется из влаги и крови.
Досократовский мыслители до и после Пифагора выдвигали теории со значительной долей мистицизма. В них находилось место и слиянию стихий, и древнегреческим богам.
Сократ
Философ Сократ разделил древнее учение на «до и после». Он обратил внимание прежде на человека, а не происхождение мира или космоса. Такую философию называют антропоцентричной (сосредоточенной на индивидууме).
В каждом есть 2 составляющих: материальное — тело, нематериальная — душа. Определение Сократа гласит, что она бессмертная и невидимая. Она управляет поступками человека, делает его духовным или безнравственным. Но, как и прежде, Сократ настаивал на божественном происхождении души.
Платон
Мыслитель Платон является автором про мир идеальности — изначального. Согласно его теории, существует некая идеальная проекция в нематериальном мире. Там находятся призраки идей. Например, есть в реальности стул, а в мире идей существует идея стула — идеального. А уж в настоящем мире он бывает низкий, высокий, со спинкой или без.
Реальность предстает в теории Платона как тени на стене пещеры, которую отбрасывают вещи из мира проекций. Душа — проводник между двумя мирами, относится к вечным идеям:
- бессмертная;
- переселяется в разные тела после смерти;
- страдает от пребывания в человеческом теле;
- идеальное воплощение — зверь или уход в мир идей.
Метафорически он представлял ее в трех ипостасях: вожделеющая, страстная и разумная. Представьте колесницу, запряженную двумя лошадьми. Первая черная —это вожделеющая ипостась, она не слушается всадника. Вторая белая — страстная, она подчиняется, но не всегда. А всадник символизирует разумную, которая правит двумя остальными.
Платон был сторонником свободы воли человека и отрицал взгляды досократиков о том, что все предрешено богами.
Аристотель
Мыслитель Аристотель был учеником Платона, поэтому во многом соглашался с его идеями. Но он имел собственный взгляд на теорию: не разделял нематериальное начало и тело, считая, что одно не существует без другого. Следовательно, всему живому присуща душа.
В ней объединяется 2 начала:
- знания;
- созерцание.
С одной стороны она управляет телом. А с другой созерцает во время бодрствования и сна. А находится в сердце. По Аристотелю есть 3 части души:
- Растительная. Есть у всех живых существ. Это некое тепло, которое дает возможность переваривать пищу и оставлять потомство. База для следующих видов.
- Животная. Отвечает за ощущения: запах, вкус, прикосновения. Является аналогом инстинкта, помогает выжить во внешней среде.
- Разумная. Присуща только людям: отвечает за воображение, эмоции, мышление, волю. Этот вид — идеальная бессмертная сущность.
После кончины тела душа отправляется в бестелесный эфир.
Школа эпикурейцев
Эпикур и его последователи утверждают, что все живое состоит из атомов. Они двигаются произвольно, создавая души и тела. Когда существо умирает, атомы рассеиваются и становятся частью других комбинаций. Поэтому душа смертна, как и тело. Хотя боги состоят тоже из атомов, но бессмертны — это слабое место в теории.
Несмотря на то, что человек ограничен в бытие, кончины не стоит бояться, потому что человек никогда не пересекается с ней.
Эпикурейцы были завершающими мудрецами древнегреческой философии. После них наука пошла на спад. Далее вносили только незначительные изменения. Упадок связан с разрушением империи и внешними политическими факторами.
Восток
В восточной философии взгляды на душу отличаются от поисков античных мыслителей. Ученые отмечают практичность мировоззрений: если учения Платона или Аристотеля мало перекликались с жизнью, то китайская философия имела прямое отношение к ней. Она рассматривается не как одно из возможных знаний для человека, а как обязательная часть культуры для образованных.
Индия
В индийской культуре существовало деление на касты. Разработкой философских проблем занимались высшие — жрецы или брахманы. Первым зафиксированным источником такой мысли являются Веды. Это сборники текстов на религиозную, философскую, общественно-политическую тематику.
Веды разделяются на 4 основных части. Для осмысления понятия ключевыми будут упанишады — философские комментарии к текстам. Слово переводится как «сидение у ног учителя».
- Сначала появилось учение про наличие души у всего живого. Оно уравнивает растение, животного, человека. После гибели происходит переселение — круговорот сансары. С ним связано понятие личного закона — кармы.
- Далее возникают категории Брахман и Атман. Первое — космическая душа, абсолютное начало, которое наполнило Вселенную. Атман — личное, индивидуальное начало, «Я».
Веды провозглашают единство Брахман и Атман. Высшей целью существования становится мокши — освобождение от цепи переселений.
В VI-V вв. до н.э возникают ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Последние не поддерживают или изменяют концепцию Вед. К новым относят джайнизм, буддизм, чарвака.
Джайнизм
Философия души в этом направлении противопоставляется Ведам. В учении сделан упор на волю человека, индивида. Даже духовная жизнь человека освобождена от влияния богов. А карма является связью телесного и нематериального. От ее законов можно освободиться с помощью благих дел и аскетизма.
Буддизм
Направление Буддизм отрицает наличие души в традиционном понимании в человеке. Нет ни эфира, ни божественного влияния. Мир никем не был создан, но существует. На первый план выходят моральные ценности и освобождение от желаний. Ключевыми понятиями являются ум и тело. Главная цель существования в бесконечных перерождениях — нирвана.
Чарвака
Неортодоксальные последователи чарвака отождествляли душу с умом и органами чувств. Она появляется, когда первоэлементы под названием махабхуты объединяются в определенной комбинации. В их направлении она смертна, исчезает после кончины тела.
Китай
Философия о душе в Китае была только практичной. У нее отсутствовала мощная мифологическая база, поэтому направления носят житейский, почти бытовой характер. Каждый китаец воспринимает философию не как возможный вариант трактовки абстрактных явлений, а как руководство к жизни.
Китайская философия воспитывает моральные ценности, любовь к искусству. Немногие философы разрабатывали понятия души. Долгое время на культуру влиял буддизм.
Школа натурфилософов (Цзоу Янь) детально разработали идею энергии Ци, Инь-Ян, Син. Термины употребляли и до них, но осмысление было крайне кратким:
- Ци — это основа всего, некая материя, неосязаемая и подобная воздуху. Из ци сделаны души, тела, предметы.
- Инь-Ян и Син — общие классы вещей. Затем первое понятие стали осмыслять как бинарную оппозицию по типу север-юг, а Син стала теорией пяти стихий.
Китайская философия значительно отличается от других направлений. Многое связано с пониманием иероглифом и обращением к древнейшей мифологии. Особенности учений:
- Определяли специфику культуры, менталитета.
- Направлены к практической жизни государства, социума, семьи, индивида.
- Связаны с этикой и политикой.
- Имеют афористичный стиль, образность языка.
- Крепко связаны с традицией.
- Обособлены от естественных наук.
Средние века
Период после Античности до Возрождения прошел под эгидой теоцентризма, т.е. все науки, в т.ч. и философия, подчинялись религии. Мыслители начали истолковывать священное Писание, формируют догматы церкви и доказывают существование Бога. Другие мнения считались ересью, инакомыслящих преследовали и уничтожали.
Блаженный Августин
Все сущее создано Богом. Он наделил душой человека. Но и ее, и Творца можно познать, изучая Священное Писание. Человек и Бог взаимосвязаны, не существуют отдельно.
У Августина душа — нематериальная и существует вечно. В его доктрине есть 2 взгляда.
- Душа переходит от матери к ребенку.
- Ее создает Бог при зачатии.
Блаженный — религиозный фаталист. До создания мира и после его уничтожения не было ничего и не будет. Но одновременно признавал наличие воли у человека.
Фома Аквинский
Мыслитель Фома Аквинский основал направление схоластики. В его трудах делались попытки примирения разума и веры, которые не противоречат друг другу, а дополняют. Философия не заменяется теологией, а подчиняется ей. Основная заслуга Фомы Аквинского — 5 доказательств существования Бога.
- Перводвигатель всего сущего есть Бог.
- Первопричина всего — тоже Бог.
- Он является необходимой сущностью без внешней необходимости.
- Также Творец — высшая степень совершенства всего сущего.
- Некто предусмотрел цели существования всего неразумного в природе — это был Бог.
Авиценна (Ибн Сина)
Арабский философ Авиценна (Ибн Сина) считал, что душа бессмертна и находится в движении. При воплощениях она совершенствуется в своей духовности, но не он не поддерживает теорию о переселении. Главная задача — освободиться от чувств, которые мешают ей познать Бога.
Аль-Фараби
Мыслитель Аль-Фараби посвятил существованию души целый трактат. По его мнению, она неразделима с телом. Ничто из этого не является первичным. Отрицает возможность переселения. Находится она в сердце.
Аль-Фараби выступал против учений Платона. Также ученый утверждал, что после смерти душа покидает тело, но не перевоплощается или переселяется. Она отправляется в нематериальный мир, где существует с духами. Все они вместе составляют т.н. мировую душу.
Ренессанс
Совершенно новая эпоха Ренессанса принесла новые взгляды в философии на проблему души. Мыслители Возрождения отказались от теологии. В «моду» вернулись гуманизм, антропоцентризм. Во многом философия Возрождения перекликается со взглядами античных мыслителей. Снова провозглашается культ природы, красоты, искусства.
Эразм Роттердамский
В учении Эразма Роттердамского сохранились пережитки теологии, но во многом он обращался к идеям Сократа. По мнению Роттердамского в человеке есть дух, душа, тело.
- Первый — это высшее в человеке, красота, нравственность, добро.
- Тело же в противовес вызывает низменные желания, тянет на проступки, живет соблазнами.
- А душа занимает особенное место: она соединяет тело и дух. Если она стремится к низменности, то человек безнравственный, а если к высокому — то благостный.
Эразм Роттердамский представляет направление Просвещения. Он считает, что человек безнравственный и жестокий по своей воле, а не потому что создан так природой. Важные аспекты в совершенствовании личности — это образование и воспитание.
Пьетро Помпонацци
Помпонацци признавал необходимость религии, но считал, что она не должна заменять философию. Автор известного труда «Трактат о бессмертии души», где он доказал, что душа смертна.
Он почитал земную жизнь, утверждал, что человек наделен волей, поэтому все происходящее является следствием его действий. Достичь счастья, по философии Помпонацци, возможно в земной жизни.
Совсем по-другому в трудах Помпонацци осмысляется Бог — это природная необходимость, лишенная свободы. По этой причине он невиновен в существовании зла.
Марсилио Фичино
Мыслитель Марсилио Фичино уверен, что мир состоит из 5 ступеней. Высшие: Бог, ангел, низшие: форма, материя. А связует два уровня душа. Она триедина по мнению философа. Выступает в трех ипостасях: души мира, небесных сфер, живых существ.
Она способна примыкать к божественному, сливаясь с ним. Она также управляет телом. Фичино не разделял, в отличие от средневековых философов, религию и магию. Поэтому ставил эзотерические эксперименты над камнями и растениями, пытаясь определить наличие/отсутствие души.
Новое время
Период Нового Времени ознаменовался научно-технической революцией, развитием техники и естествознания. Человечество отошло от культа Бога, природы, красоты. На первое место выходит технический прогресс, изучение мира методами эксперимента. Поэтому попытки философии осознать душу как явление становятся еще активнее.
Период XVII-XVIII вв. подарил человечеству многих мыслителей. Появляются новые школы, создаются труды, возникают новые системы.
Рене Декарт, известный математик, был еще и философом. Он утверждал, что у человека помимо души и тела есть страсти. По его мнению, существует «твердая» и «мягкая» душа, являющаяся проводником духа в мире страстей. Одновременно в человеке противостоят позывы нематериального и плотского.
Исходя из этой теории, животные становятся обычными автоматами, лишенными чувств. А человеческая имеет абсолютную власть над страстями. Согласно Декарту, человек способен осознать все ощущения. Но это идет в разрез с реальностью: испуганный человек испытывает страх, но не осознает просто биение сердца и дрожь.
Проще говоря, тело — это механизм, которым двигает душа:
- она находится в мозговой железе;
- преобразовывает движения души в движения тела и наоборот.
Рене Декарт подошел к осмыслению как физик и математик, но у его теории есть слабые стороны. Но попытка объяснить природу души и ее место в организме человека достойны внимания и сегодня.
Современная философия
Мыслители современности делятся на 2 группы: субстанционалисты, которые считают, что душа есть субстанция; актуалисты, которые думают, что она является непрерывной связью процессов и актов. С течением времени попытки осознать сущность нематериального начала человека усложнились.
Начиная с XIX в. (начало современной философии) в разных школах выдвигали собственные теории про душу, тело, дух. Появились аналитики, возникла герменевтика, экзистенциализм, совершенно по-иному на проблему смотрит философия постмодернизма.
Также процветают школы, поддерживающие античные, восточные взгляды на природу души. Немалую роль играет религия: многие восточные философские учения стали подоплекой для направлений. Поэтому вопрос о сущности человека остается нерешенным. Сегодня к размышлениям о душе присоединились психологи и психоаналитики.