Понятие души в философии Аристотеля

Вопрос существования души, ее функции и цели остро стоит в философии не первое тысячелетие. Античные философы подарили миру основополагающие идеи и учения во многих направлениях. Не обошли они стороной и тему духовной составляющей человека. Душа в философии Аристотеля, одного из величайших мыслителей человечества, является одной из основных и наиболее раскрытых тем.

Аристотель о душе

Учение о материи и форме

Многие мысли, теории и учения, созданные Аристотелем, неразрывно связаны с идеями его учителя Платона. В течение 20 лет Аристотель обучался в школе под названием Академия величайшего философа Античности. Большая часть платоновских мыслей стала основой будущих работ его ученика.

Аристотель искренне уважал своего наставника, жадно вбирал знания, предложенные ему, и следовал философии Платона как истине. Но он отличался от большинства учеников мыслителя. В отличие от тех, кто слепо верил каждому произнесенному слову Платона, Аристотель предпочитал вникать, изучать и делать собственные выводы. Поэтому спустя много лет постижения мира в платоновском представлении, он решает сделать выбор в пользу собственного философского течения.

Несмотря на глубокое уважение к учителю и личную привязанность, Аристотель часто противопоставляет в своих трактатах собственные работы работам своего предшественника, сравнивает их и указывает на недочеты теорий Платона.

В одном из своих трактатов философ заявляет, что недостатком платоновской мысли о вещах и их идеях является то, что Платон противопоставляет эти два понятия друг другу. Аристотель считает, что идея и предмет существуют вместе и неразрывно между собой связаны. Он создает собственное учение о материи и форме, в котором материя — это суть предмета или живого существа, а форма — идея, движущая сила тела. Материя является физической оболочкой всего, в то время как форма вдыхает в эту оболочку жизнь.

Аристотель и Платон

Аристотель был учеником Платона, но разделял не все его теории

Согласно учению Аристотеля, душа является формой, а тело человека, животного или растения — материей. Материя, предмет — это лишь внешняя оболочка, которая, не имея своей сути или же идеи, является не более, чем мертвым телом.

Душа по Аристотелю — это движущая сила любого живого существа. Это ее истинная суть.

Способности душ и их виды

В зависимости от функций и цели существования, Аристотель разделяет формы на три большие категории:

Каждый из видов обладает своими функциями. Они определяют образ жизни материи, т.е. тела живого существа.

Согласно учениям античного философа, существует некая иерархия форм. В самом низу этой иерархии находятся души растительные, а вершину возглавляют разумные, человеческие. Души животного типа находятся посередине.

Из теории об иерархии форм следует закон, выведенный Аристотелем в одном из томов своего трактата «О душе». Этот закон гласит, что каждая душа определенного иерархического типа обязательно обладает функциями более низших видов. Но абсолютно не нуждается в способностях тех, что находятся выше ее в этой иерархии. Так, животная форма по Аристотелю обладает способностями как своего вида, так и растительного, но не имеет того, чем обладают человеческие формы.

Души по Аристотелю

Растительная

В представлении античного философа находящаяся в самом низу иерархии душа растения наименее остальных интересовала древнегреческого философа. В своих трактатах он упоминал о ней реже и не считал достаточно интересной в силу малого количества функций и примитивности.

Главными способностями такого вида являются функции размножения и питания, которые свойственны всем видам живых существ. Питание осуществляется для поддержания жизненной энергии материи, т.е. внешней оболочки формы. Размножение необходимо для того, чтобы продолжать существование определенного рода.

Животная

Души животного рода также называют ощущающими. Это объясняется тем, что, помимо функций, свойственным растительным душам, они также обладают, обладают способностью к обонянию, слуху, вкусу и ощущениям. Животные души наделены функцией передвижения, которая свойственна душам высших иерархических типов.

Разумная или человеческая

Человеческие формы как представители высшего иерархического рода обладают растительными способностями к питанию и размножению, животными — к передвижению и ощущениям.

Главное отличие души разумной от тех, что находятся ниже, — это умение мыслить.

В своем трактате Аристотель также приводит аргументы, которые доказывают положение человека как наивысшего существа в его иерархии.

  1. Человек способен ходить прямо на двух ногах, в отличие от растений, не способных к передвижению, и животных, которые передвигаются на четырех лапах.
  2. Люди обладают речевым аппаратом, который делают их коммуникацию более сложной и разумной, нежели у представителей мира животных.
  3. Также Аристотель утверждает, что человека от прочих существ отличает труд. Наличие орудия труда говорит о более высоком уровне умственного развития существ и не только.
  4. Он даже отмечает, что объем головного мозга по отношению к объемам тела больше, чем у нижестоящих по иерархии существ.

Человек и душа

Посмертная судьба душ

Мысли древнегреческого философа на тему судьбы формы существа после его смерти противоречивы и вызывают дискуссии в кругу специалистов. В своем трактате он излагает несколько мыслей о том, что ждет форму, которая осталась без своей материи, но они взаимоисключаемы.

Аристотель утверждает, что растительные и животные виды смертны. Они возникают вместе с появлением материи, наполняя ее смыслом, и разлагаются вместе с умершим телом. Эта мысль противоречит закону о том, что высшая душа не может существовать без способностей и функций низшей.

Он говорит, что существование разумной души возможно и за пределами материи, потому что человеческий разум является божественным, т. е. бессмертным. Он также пишет, что способности к чувствам и функции, свойственные душам, не способны реализовать себя без наличии физической оболочки.

Противоречивые тезисы в работе философа вызывают сложности в понимании его точки зрения и всего учения.

Читайте также: как трактуют понятие «душа» психологи.

Трактат Аристотеля «О душе»

Одним из главных трудов всей жизни древнегреческого философа, является трактат в трех томах, посвященной теме существования души, ее видам, способностям и т. д. В своих книгах он подробно описывает точку зрения, сравнивает ее с идеями прочих античных мыслителей, ставит перед собой вопросы и дает на них ответы.

Первая книга

Первый том масштабной работы Аристотеля посвящен подробному изучению трудов других философов и мыслителей, которые также поднимали тему существования души в своих учениях. Он раскрывает суть их идей, сравнивает и высказывает свое мнение. Среди них такие великие умы, как:

  • учитель Аристотеля Платон;
  • Демокрит Абдерский;
  • философ и математик Фалес;
  • Анаксагор из Клазомен;
  • последователи пифагореизма;
  • философ, врач и жрец Эмпедокл из Акраганта.

Также в этой книге Аристотель дает собственное понятие души и называет ее главным элементом в принципе движения. В представлении философа, существует четыре вида движения:

  • перемещение;
  • возрастание;
  • убывание;
  • превращение.

Конкретной душе в зависимости от ее иерархии должен быть присущ хотя бы один вид из перечисленных. Но также она может иметь два, три или все четыре вида.

Вторая книга

Второй том тракта дает ответы на важные метафизические вопросы, которые ставит перед собой Аристотель. Он дает определения наиболее важным понятиям в своей работе. Среди них:

  • материя;
  • форма;
  • сущность;
  • энтелехия.

Материя является физической, внешней составляющей всего сущего. Она обладает собственной массой и определенным расположением в пространстве. Формой любого живого существа является душа, дающее начало жизни материи. Сущностью является цель появления на свет определенного существа.

Энтелехия — это та сокрытая сила, которая помогает существу достигнуть цели его существования, т.е. сущности. Такая сила помогает зерну стать большим деревом.

В это же книге древнегреческий философ описывает способности и функции, которые свойственны душам. В зависимости от наличия определенных способностей, Аристотель разделяет души на три вида и выводит иерархию таких типов, рассмотренных выше.

Третья книга

В последней книге своего труда «О душе» Аристотель выделяет пять чувств, которые свойственны формам живых существ, способным к ощущению. Это такие чувства, как:

  • зрение;
  • слух;
  • чувство вкуса;
  • обоняние;
  • осязание.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Понятие души в философии Аристотеля