Как понятие души поясняется в философских учениях Платона

Философское учение Платона называют основой идеалистической психологии. Древнегреческий философ поставил в основу своего учения душу человека, однако понять его философию в отрыве от психологии на практике практически невозможно. Душа по Платону бессмертна, и в отличие от других философов, он попробовал доказать свою теорию.

Платон, скульптура

Необходимость понятия бессмертной души

Теория того, что душа является бессмертной и проходит множественные перерождения в различных телах и формах затрагивалась не только Платоном, но и Эмпедоклом, а также пифагорейцами и орфиками. Однако обосновать необходимость этого термина удалось этому древнегреческому философу. Для этого он использовал три ключевых аргумента.

Первый довод заключается в том, что без бессмертной сущности внутри человека все учения о загробном воздаянии теряют свой смысл. Если после гибели тела человека его душа не получает свое заслуженное наказание за грехи и не поощряется за добродетели, то нарушается понятие справедливости. При таком положении вещей нерациональным является и существование этики.

Суть второго аргумента состоит в том, что без души, которая является независимой от тела и земного бытия, чистое познание не может существовать. А без чистого познания невозможной становится и любое проявление практической деятельности человека и любые попытки перестроить общество.

Третий аргумент сводился к тому, что бессмертная душа приводит в движение космос и превращается в обоснование космологии. Согласно платоновской философии, если бы она была смертной, то рано или поздно космос остановил бы свое существование, а его разумность пришлось бы доказывать, опираясь на физику.

Душа человека

Основные доказательства душевного бессмертия

В отличие от других мыслителей, Платон не просто утверждал о бессмертии души, а пытался его доказать. Все ключевые доводы были приведены в его знаменитом диалоге «Федон».

Все в мире появляется из своей противоположности и обращается в противоположность — так звучит суть первого довода. В философии Платона переход из противоположности в противоположность является основой закона движения мира. Если бы возникновение и уничтожение не происходило по этой схеме, рано или поздно мир пришел бы к однообразному состоянию, что считалось недопустимым. По Платону мертвое возникает из живого, а живое — из мертвого. Из этого следует, что души не исчезают и не уничтожаются, они находятся в загробном мире до того момента, пока из них не появится новая форма живого.

Душа бессмертна, если знание есть припоминание — так звучит второй аргумент душевного бессмертия. Доказательством этого аргумента было то, что человек посредством наводящих вопросов мог объяснить проблемы той науки, с которой никогда не был знаком. Платон считал, что до рождения эта сущность содержит в себе все земные истины.

Согласно третьему доводу, весь мир делится на две большие категории:

  • то, что остается простым, самотождественным и неизменным;
  • то, что склонно изменяться.

Платон в своих учениях утверждал, что тело человека больше склонно быть изменчивым и сложным. Сущность, которую принято называть душой, больше принадлежит к категории простого и неизменного. Ее нельзя разделить и уничтожить. Также философ утверждал, что простое можно постичь разумом, в то время как сложное больше постигается ощущениями. Следовательно, сущность, которую нельзя ни услышать, ни увидеть, относится к неизменному и простому.

Ротль души по Платону

Четвертый аргумент основывается на теории эйдосов. Поскольку основная функция души — это оживотворение, то она никак не может принять в себя смерть, т. е. свою противоположность.

Есть еще один довод, который Платон приводит в диалоге «Федр». Он гласит, что движение всех тел может запуститься двумя способами — либо посредством влияния внешних сил, либо изнутри, самостоятельно. Душа в этом случае принимается за начало движения. А поскольку начало движения не происходит от действия иной силы, то оно не заканчивает своего существования. Из этого следует, что бессмертие — естественное свойство души, которое неоспоримо.

Трактовка понятия

Философы задавались вопросом того, является ли душа чем-то сложным или же ее строение очень простое. Платон дает ответ на эту философскую загадку в своей книге известной как «Государства».

Понятие души по Платону сочетает в себе три основных компонента, которые также именуются началами:

  • разумного и расчетливого;
  • яростного;
  • вожделеющего.

Структура души по Платону

Однако при таком разделении сущности на составляющие возникает вопрос, действуют ли души по Платону всеми своими началами одновременно в любом процессе или действии, будь то постижение новых знаний, переживание ярости или других чувств, свойственных вожделеющей составляющей, или каждое из начал отвечает только за выполнение свойственных ему функций и эмоций.

Для ответа философ впервые формирует закон противоречия, согласно которому ничто не может совершать противоречивые действия в один момент времени. А предложенные им составляющие понятия очень часто действуют в направлениях, которые противоположны друг к другу.

Разумное начало действует наперекор вожделеющему. Это можно пояснить так, что то, как разум человека воспринимает пользу и благо, противоречит чувствам и наталкивается на их сопротивление. Так и чувства человека не могут быть полностью удовлетворены, наталкиваясь на сопротивление со стороны разума. Точно так же можно найти примеры того, что начало гневное также является отдельной частью души. Платон привел такой довод — младенцы могут злиться, сердиться и даже яриться, однако разуметь они еще не могут.

Соотношение душевных начал

В платоновской теории также представлено его видение соразмерности этих компонентов. Наибольший объем имеет начало вожделеющее. Второе место по величине занимает гнев и ярость, в то время как разуму отведена наименьшая доля. Однако Платон считал, что здоровой душа может быть только в том случае, когда разумное начало господствует, яростное приводит приказы разума в действие, а вожделеющая часть кротко повинуется.

Это утверждение о душевном здоровье Платон даже проиллюстрировал, представив мифическую картину с колесницей. В ней разумное начало олицетворено в образе возничего, который правит колесницей, направляя ее вслед за истиной. Яростное начало представлено в виде белого коня, который делает все так, как указывает возничий. Вожделенное же начало предстает в образе норовливого черного скакуна, который все время тянет колесницу в свою сторону. И далеко не всем колесницам удается поспевать за божественной колесницей, ведущей к истине. Часть из них падает и разбивается, а сама душа начинает свой путь заново.

Колесница Платона

Каждая из душ по Платону в течение своего жизненного пути познает часть истины, увидев ее в занебесной области. Однако ей приходится снова и снова воспарять в эту область, то падая вниз, то обретая новое оперение и взлетая вслед за колесницей богов. Философ даже представил лестницу человеческих перерождений, в которой самое высокое место занимает душа, видевшая больше всего, она вселяется философа, а самая низкая планка занята душами, которые познали очень малую часть истины и могут переродиться разве что в телах тиранов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Как понятие души поясняется в философских учениях Платона
 
Подписаться Подписаться Будьте в курсе новинок нашего сайта