Сивый волк Фенрир в скандинавской мифологии
Мало кого из скандинавских богов демонизируют настолько, как представителя рёкков — волка Фенрира. Второй из детей Локи и Ангрбоды вселяет ужас — он олицетворение природной силы.
Значение скандинавских мифов в мировой культуре
Скандинавская мифология — основа мировой культуры. Многим такое высказывает об эпосе древних варягов покажется излишне напыщенным, но эти мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих мыслителей древнего мира. Свою актуальность герои скандинавской мифологии не теряют и сейчас.
Эти писания явились основой для формирования большинства этнических и религиозных учений, затронули они и традиции христианства. Так, легенда о Бальдре Прекрасном — прообраз библейского мифа о воскрешении и смерти Христа.
Рождение Фенрира
Локи — распутный бог, хитрый обманщик, не был верен своей супруге Сигюн. Он изменял ей с Ангрбодой, малопривлекательной старой великаншей. Она жила в Железном лесу недалеко от страны великанов, куда к ней из Асгарда часто и приходил Локи. Три страстные ночи закончились беременностью Ангрбоды. Она родила ему необычных малышей: девочку по имени Хель, сивого волка Фенрира и змея Мидгардсорма.
Верховный бог Один, согласно мифам, чувствовал, что эти дети ниспошлют своим появлением на мир только боль, зло и разрушения. Поэтому решил от них избавиться, приказав богу грома Тору доставить их из Железного леса к нему. Он хотел сам вершить их судьбы. Девушку Хель он сделал правительницей царства умерших, Мидгардсорма отправил править океаном, а Фенрира решил держать при себе.
Во время своего путешествия в Асгард, волк рос и постепенно перевоплотился в большого и сильного зверя. Он был настолько ужасающим, что ухаживать за ним отказались все кроме бога храбрости — Тюра.
Фенрир жил в Асгарде, становился все ненасытнее, каждый день ему требовалось всё больше мяса. Богу Тюру после такого общения с гигантским демоническим созданием снились кошмары: оскал волчьей пасти, раздирающей его на куски. Он знал, что это дурной знак, поэтому решил оградить свой народ от чудовища. На скандинавском Олимпе собрали совет, боги постановили сковать Фенрира при помощи цепей.
Игры скандинавского волка с богами
После решения сковать сивого волка боги пришли к нему со специальной, выкованной из редких элементов цепью. Бог Один был умён и решил обмануть Фенрира. Он думал, что небольшая хитрость поможет ему приручить волка навсегда: его закуют в цепи, и он должен будет показать свою неимоверную силу, разорвав их. Волк был молодой и неопытный и сразу же согласился. Недолго радовались боги — Фенрир с лёгкостью разорвал тяжёлые цепи и издал победоносный рык. Неудача не остановила богов, они вновь пришли к волку с цепью из самого прочного металла, но снова проиграли.
Фенрир увидел недовольные лица и удивился, почему никто не радуется его победе над железом. И тогда в его голове зародились сомнения — неужели боги хотят заковать его навсегда.
Глейпнир — пленение волка
Первые попытки заковать Фенрира не увенчались успехом, поэтому боги решили обратиться с работой к опытным мастерам подземелья — альвам. Специально по просьбе богов они сделали самую прочную в мире цепь и назвали её Глейпнир.
В состав входили редкие элементы:
- Борода женщин разных возрастов.
- Жилы медведей.
- Поступь кошки.
- Слюна птиц.
- Корни гор.
Все запасы в мире из этих редкостей ушли на создание Глейпнира, и более невосполнимы.
Получив желаемое, боги пришли к волку и предложили ему в последний раз испытать его силу. Если Фенрир сивый разорвёт цепь — они нарекут его самым страшным и сильным существом во всех девяти мирах. Если же она не порвётся — боги отпустят его и перестанут бояться.
Но наученный горьким опытом Фенрир, отказался выполнять испытания без гарантий. Он попросил положить кого-либо руку ему в пасть и если всё это обман, расплата телесным увечьем станет ему уроком за ложь. Так и сделали, руку положил Тюр.
Всеми силами старался Фенрир освободиться от оков, но Глейпнир не поддавался. Цепь душила его, он лишь терял силы.
Понял тогда волк, что все попытки его тщетны и сомкнул пасть откусив руку бесстрашному Тюру. Один из богов, увидев это, вонзил меч в нёбо Фенриру и с тех пор он не может закрыть пасть.
Совершив эти деяния, довольные боги стали уходить, а обманутый волк истекал кровью в одиночестве и ждал особенного момента, когда он смог бы отомстить всем обидчикам.
И поклялся волк ужаса: «Когда настанет конец мира, пожру я солнце, и луну, и тебя, Один Всеотец. Великое удовольствие доставит мне твоя смерть».
В этот день наступит Рагнарёк — судный день. И тогда волк убьёт всех богов, съест Солнце и Луну, а сам погибнет от руки Видара.
Дети Фенрира
После таких серьёзных сомнений и испытаний волк озверел, и решил сбежать от богов в те места, где чувствовал себя в безопасности — в Железный лес. Его несколько раз ловили, но ему удалось отыскать родную мать и единоутробных братьев. Мифология умалчивает о том, что произошло с волком Фенриром в родном Железном лесу, но после этого он озверел и ярость овладела им навсегда.
Ярнвида — любовница Фенрира сивого, родила ему двух сыновей Хати и Скёля. Первый сын — волк, пытающийся каждую ночь съесть Луну. Затмения случаются тогда, когда Хати слишком близко приближается к небесному объекту. Его брат-близнец Скёль больше предпочитает Солнце. Ежедневно старается сожрать его. По этой причине возникают солнечные затмения.
Скандинавская провидица Вёльва утверждала, что в день наступления Рагнарёка эти два волка догонят объекты своей страсти и поглотят их. Богов ожидает смерть:
- Наступит непроглядная тьма.
- Земля всколыхнётся и цепь, удерживающая Фенрира, расколется.
- Он вырвется на свободу, будет дышать огнём, глаза его будут гореть.
- Фенрир сивый загрызёт Одина и сам погибнет в этом жестоком противостоянии от руки сына владыки.
Смерть сивого волка
В ожидании конца света, боги жили в страхе много лет и следили за тем как ведёт себя прикованный к скале Фенрир. Разрушить многовековой ужас смог сын Одина — Видар. Он вступил в бой с волком и разорвал его чудовищную пасть.
Сами скандинавские боги не убили Фенрира раньше, т. к. боялись осквернить своё священное место обитания кровью врага.
Скандинавская мифология и образ Фенрира оказали сильное влияние на современную культуру: упоминание о гигантском волке встречается во многих книгах и фильмах. На родине эпоса потомки викингов слагают песни и стихи, делая его врагом всего существующего.
А судный день Рагнарёк и история предательства Фенрира легли в основу большинства религиозных учений, доживших до наших дней. И можно сказать, что скандинавский эпос жив и будет жить уже в видоизменённом виде дальше.