Что такое ведьмин шабаш, где и когда он проходит
С шабашом ведьм связаны многие стереотипы: безумные пляски на Лысой горе, летающие на метлах обнаженные колдуньи, пиршества, поклонение сатане, жертвоприношения, оргии, дьявольская магия — все, что противоречит христианской вере. Но так ли ужасно было то, что происходило в Вальпургиеву ночь, что такое шабаш ведьм, какие традиции дошли до наших дней?
История шабашей
Корни обрядов, впоследствии названных шабашами ведьм, уходят во времена язычества. Празднества, посвященные богам, проходили по схожему сценарию в разных народах и религиях: почитаемому божеству приносились дары, нередко — жертвы, люди собирались за пиршественным столом, совершали обряды, устраивали пляски на всю ночь. Часто празднования в честь богов плодородия заканчивались любовными утехами случайных пар.
В качестве примера можно рассмотреть праздник Купалы — одна из дат, когда колдуны и ведьмы собираются на Лысой горе. Это день летнего солнцестояния, считавшийся праздником плодородия. Верующие жгли костры и прыгали через них, купались, плясали, жертвовали божествам первые созревшие плоды, гадали, собирали целебные травы. Молодежь могла хулиганить — красть телеги, уводить лошадей, запирать снаружи дома, перегораживать дороги. Кульминацией празднества становились любовные обряды — в частности, одинокая девушка могла выбрать себе любого мужчину, даже женатого, и зачать от него ребенка. Совершившая это в праздник плодородия не подвергалась осуждению, а ее ребенок считался отмеченным богами.
Вальпургиева ночь, соответствующая кельтскому празднику Белтейн, посвящена солнцу, весне и плодородию, а проведение празднества напоминает традиции Купалы. Священные огни, сбор трав, пиршества, песни и танцы, а также жертвоприношения животных, а согласно некоторым источникам, и людей.
Еще одна дата, традиционная для сборищ колдовских сил — Хэллоуин, совпадает с кельтским Самайном и славянским праздником Велеса, которые проходят по сходному с Белтейном сценарию. Собрание ведьм ожидаемо и в самый мрачный языческий праздник — Йоль, когда рождается новый бог Солнца, ради приветствия которого из своих миров выходят различные духи, в т.ч. враждебные.
С приходом христианской веры, языческие божества и праздники попали под запрет, противоречащие заповедям обряды были объявлены поклонением дьяволу. Более того — искоренялись не только сами празднества, но и сведения о них, их очерняли и искажали, чтобы отвратить от старой веры людей. Так в сказках и преданиях многие традиционные старообрядческие ритуалы заменили сборища чертей и шабаши колдунов и ведьм. С ними стали связывать и тайно проводимые празднества староверцев, признаки которых (вспышки костров, шум) мог замечать народ. Разумеется, начали происходить и настоящие шабаши, организованные ведьмами (или теми, кто себя считал таковыми). Все это одинаково порицалось и каралось церковью.
Массовые суды над колдунами начались в XIV веке, а первое упоминание о шабаше относится к 1335 году, тогда несколько женщин под пытками признались тулузскому инквизитору Петру Ги в полете на место сборища, поедании мяса младенцев, совокуплении с дьяволом в облике козла. В те времена о справедливости речи не шло — обвиняемым в колдовстве не полагалось адвокатов, а пытки длились до признательных показаний. Начавшись во Франции, охота на ведьм прокатилась по большинству европейских стран, оставляя за собой дым костров и тысячи жертв — гонения продолжались почти до конца XVIII века.
На заре инквизиции, преследование ее представителями колдунов приветствовалось, лишь если налицо была ересь, т.е. отрицание Христа. Для признания ведуна, гадалки или знахарки, знающей заговоры, еретиками, нужны были серьезные основания, а шабаши ведьм стали этим доказательством их вины. Символом поклонения дьяволу, отрицания христианских добродетелей и веры. Так, вынуждая подозреваемых в колдовстве давать самые дикие показания, инквизиторы создавали и дополняли отвратительными деталями образ шабаша.
Дата и время проведения шабашей у ведьм
Традиционно собрание колдунов и ведьм начинается после полуночи и длится до рассвета, до первого петушиного крика — в мифологии эта птица способна разрушать заклинания и лишать демонов силы. Согласно большинству источников, пришедшие на шабаш не имели права уходить до его окончания.
Проведение шабаша может быть ни с чем не связано, но чаще его все-таки приурочивают к праздникам. Так, среди инквизиторов было распространено мнение, что, в насмешку над церковью, ведьмин сбор был в основном на крупнейшие святые праздники. Среди них:
- Рождество;
- Пасха;
- Страстная пятница:
- День Всех Святых;
- Крещение, Вознесение и Преображение Господне;
- Успение Пресвятой Богородицы;
- День святого Георгия.
А также ведьминский шабаши связывают с праздниками, имеющими языческие корни, такими, как:
- Вальпургиева ночь;
- Иван Купала;
- Йоль;
- Хэллоуин.
Существуют традиции, по которым колдуны и колдуньи встречаются четыре раза в год, в дни солнцестояний: весеннего, летнего, осеннего и зимнего.
А согласно календарю кельтов — Колесу года — в году есть восемь благоприятных для шабашей моментов:
- Самхейн, День мертвых и праздник начала года — с 31 октября на 1 ноября. Узнать больше о магии дня больше известного как Хэллоуин ❯❯;
- Альбан Артан, праздник возрождения солнца, отмечается в день зимнего солнцестояния, ориентировочно 21 декабря. Узнать больше о магии дня зимнего солнцестояния ❯❯
- Имблок, праздник свечей — с 31 января на 1 февраля;
- Альбан Эйлер, праздник птиц, отмечается в день весеннего солнцестояния, ориентировочно 21 марта.1
- Белтейн, праздник цветов, весны и возрождения — с 30 апреля на 1 мая;
- Альбан Хеффин, праздник дуба, летнее солнцестояние, ориентировочно 21 июня. Узнать больше о магии дня летнего солнцестояния ❯❯
- Лугнассадх, праздник зерна — 1 августа;
- Альбан Эльвед, праздник винограда, осеннее равноденствие, ориентировочно 21 сентября.
Есть и обычай проводить шабаши по пятницам 13-го числа, но его стоит отнести к современным суевериям.
Место сборища ведьм на шабаш
Если обратиться к историческим источникам, то можно заметить, что колдуны и колдуньи выбирали для проведения обрядов самые разные места. Само слово «шабаш» ассоциируется с Лысой горой — возвышенностью, пик которой лишен растительности. Дурной славой пользуются следующие вершины:
- Брокен, Германия;
- Блокула, Швеция;
- Лысая, Украина.
С ними связаны интересные легенды. Одна из них гласит, что на горе Брокен обитает призрак — многие путешественники, побывавшие на этом месте, видели, как вокруг тел их спутников появлялся радужный контур. Это оптическая иллюзия, но выглядит она эффектно. А в 1932 г на этой мистической вершине исследователь Гарри Прайс попытался провести магический ритуал по превращению козла в мальчика, но это ему не удалось.
С неудобным расположением Блокулы (скала находится в море) связан миф о том, как колдуны и ведьмы попадали на гору: нужно было лишь выйти на перекресток и позвать демона-покровителя шабашей, Антессера, который сам переносил обладателей колдовского дара на место.
С Лысой горой в Киеве связано большое количество необъяснимых историй и мрачных преданий, объясняющих отрицательную энергетику места. Одно из них — о том, как Хан Батый замуровал в пещерах горы сотни прячущихся в них киевлян, другое — об утопленных в подземных резервуарах при Петре Первом крепостных. Когда здесь находилась военная база, в подземном лабиринте пропало несколько солдат, а караульным давали инструкцию — не бояться непонятного шума.
Помимо гор, для собраний подходили пещеры, лесные поляны, берега рек, озер и ручьев — главное, чтобы место было уединенным и могло вместить всех пришедших. Иногда шабаши проходили даже в домах ведьм.
Современные традиции ведьминских шабашей
Сегодня людей, верящих в колдовство, не так много, и инквизиция не охотится за ними. Но шабаши не ушли в прошлое, даже не стали редкостью, лишь изменились — как причины, так и форма их проведения. В современном мире можно выделить несколько типов шабашей:
- «настоящий» — на нем собираются люди, считающие себя ведьмами и колдунами, чаще они придерживаются исторических традиций, но могут и создавать свои;
- «карнавальный» — объединяет тех, кто просто хочет повеселиться на костюмированной тематической вечеринке, наподобие Хэллоуина;
- «религиозный» — ритуальные собрания викканцев, приверженцев неоязыческой религии, центральной идеей которой является поклонение природе.
Колдуны и колдуньи, экстрасенсы, целители, прорицатели, медиумы — все те, кто ощущает в себе мистическую силу, для проведения шабашей предпочитают выбирать мистические же даты, поскольку считают, что особое положение луны и звезд может усилить их природные способности. Место сбора зависит от возможностей, убеждений и вкусов ведьм и ведунов — кто-то считает важным единение с природой, кто-то полагает необходимым подняться поближе к небу — такие выбирают горы и холмы. А для других главным является близость братьев и сестер по колдовскому искусству, тогда шабаши могут проходить в квартирах или загородных домах.
Еда и выпивка в основном присутствуют на таких собраниях, хотя и необязательны. Основой же является обмен опытом, совместное проведение различных ритуалов, совершение подношений покровителям (чаще — предметов или пищи, но в редких случаях происходят жертвоприношения животных).
На шабашах обычно проводятся обряды инициации молодых ведьм и колдунов, а опытные маги могут объединять силы для совершения сложных ритуалов.
Нельзя забывать о еще одной простой, но важной цели — повеселиться и приятно провести время в компании единомышленников.
С некоторой натяжкой можно назвать шабашом и собрания сатанистов. Тут есть многое из того, что приписывала ведьмам инквизиция — поклонение дьяволу, создание пентаграмм и вызов демонических сущностей, оргии. А в некоторых случаях — издевательства над людьми и животными.
Костюмированные праздники, изображающие шабаш ведьм, могут проводиться в любое время — если их организовывает группа знакомых. Крупные мероприятия, собирающие тысячи людей, проходят в дни символических праздников — в Вальпургиеву ночь.
Так, в конце апреля отели, расположенные рядом с горами Гарц, заполняются туристами из разных стран — все они хотят принять участие в грандиозном празднике, который ежегодно организуют на горе Брокен. Участники наряжаются в костюмы ведьм и колдунов, чертей и прочей нечисти, организаторы реализуют развлекательную программу. На протяжении всей ночи ведьм на легендарной вершине горят костры, устраиваются фейерверки и огненные шоу. Участники шабаша пьют, танцуют, веселятся, поют, читают шуточные заклинания и проводят символические обряды, прыгают через огонь, водят вокруг него хороводы, фотографируют друг друга.
Незабываемую вечеринку можно устроить и маленькой компанией, главное — подобрать создающее правильную атмосферу место и продумать антураж. В любом случае костюмированный шабаш — отличный способ встряхнуться и получить яркие впечатления.
Особняком стоят магические традиции Викканства. Викка — религия, основанная на почитании природы, и ее приверженцы верят в колдовство, основанное на природных силах. Отличительная черта религии — отсутствие в ней злых, негативных божеств, а также принцип непричинения зла как людям, так и животным.
Виккане могут быть одиночками, но традиционным является объединение верующих в ковены — группы, состоящие из жрецов и их последователей. Идеальное количество людей в ковене — 13, но может быть и меньше, а большие группы разделяются, сохраняя между собой связь и образуя так называемую «рощу».
Религиозные праздники Викки тесно связаны с природой и кельтским Колесом Года, к ним и приурочены шабаши, которые называются саббатами. Выделяют четыре больших шабаша — Самхейн, Имблок, Белтейн и Лугнасад, и четыре малых — Йоль, Остара, Лита и Мабон. Помимо этого, любой ковен может провести собрание в произвольно выбранное время.
На своих собраниях виккане проводят магические ритуалы, возносят молитвы дуалистическому божеству, призывают защитников Севера, Юга, Запада и Востока. Обряды часто проводятся в «небесных одеждах», т.е. обнаженном виде. Некоторые виккане практикуют сексуальную магию.
Помимо саббата, общие черты с шабашом имеет эсбат — празднование полнолуния (а иногда и новолуния). В эти ночи также происходит собрание ковена, открытие магического круга, проводятся ритуалы, практикующие очищают себя от негативной энергии.
Шабаш прошел долгий путь. Начав свою историю как языческий праздник, в эпоху развития христианства он превратился в поклонение дьяволу и оказался под запретом, а его описание приобрело множество отталкивающих деталей. Но и века спустя, в современном, просвещенном обществе, находится место для собрания ведьм и колдунов как настоящих, так и играющих свою роль ради забавы. Проводятся языческие ритуалы и обряды, вспоминаются праздники древних народов, посвященные природе и забытым богам. Хорошо это или плохо, какое развитие ждет шабаши — покажет время.